СТАТЬЯ, КОТОРУЮ ПУТИН ТАК И НЕ НАПИСАЛ

СТАТЬЯ, КОТОРУЮ ПУТИН ТАК И НЕ НАПИСАЛ Отчего предвыборной программе ВВП не хватает логической законченности?

Отгуляла Масленица, закончилось Прощеное воскресенье, для православных христиан началась первая седмица Великого поста, предшествующего Пасхе, во время которой исполнение церковных обрядов и соблюдение табу на прием «скоромной» пищи отличается особой строгостью. Видимо, именно этим обстоятельством можно объяснить факт отсутствия ставшей за последнее время уже традиционной программной предвыборной статьи кандидата в президенты России Владимира Путина в одной из самых популярных российских газет. То ли ныне действующему премьер-министру больше нечего сказать народу и своим потенциальным избирателям, то ли у его советников и консультантов вдруг закончился запас новаторских идей, то ли у фаворита выборной президентской гонки в связи с начавшимся предпасхальным постом пропало политическое чутье… Но набор его статей по своей тематике выглядит как-то неполно, не хватает финального концептуального аккорда или завершающего штриха. А может быть, в этой недосказанности кроется какая-то интрига?

Посудите сами. Из всех претендентов на президентский пост на предстоящих всем нам через неделю выборах Владимир Путин выглядит здравомысляще и подготовленно к выполнению обязанностей главы государства. Свою способность и готовность возглавить страну на очередной для себя срок президентских полномочий он наглядно доказал любому непредвзятому гражданину и потенциальному избирателю серией из семи тематических статей, посвященных различным аспектам будущей государственной жизни. Для тех, кто забыл, напомню: 16 января в газете «Известия» он разместил статью «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», где перечислил глобальные проблемы, объективно стоящие перед нашей страной, тем самым дав понять, что не только о них наслышан, но и разбирается в конкретике проблематики; 23 января в «Независимой газете» Путин опубликовал статью «Россия: национальный вопрос», в которой впервые в постсоветской истории России внятно озвучил основные направления и способы реализации государственной национальной политики, остававшейся до сих пор не более чем широковещательными декларациями; 30 января в газете «Ведомости» поместил статью «О наших экономических задачах», достаточно адекватно рисующую отчетливые перспективы роста отечественной экономики в среднесрочной перспективе; 6 февраля в газете «КоммерсантЪ» напечатал статью «Демократия и качество государства», в которой указал на возможность кардинальных преобразований политической системы страны; 13 февраля на страницах «Комсомольской правды» в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» премьер продемонстрировал обществу знание не только системных социальных проблем, но и путей их решения; 20 февраля, в канун Дня защитников Отечества, в «Российской газете» в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» он представил на суд общественности свое политическое видение вопросов государственного суверенитета и национальных интересов страны; 27 февраля в статье «Россия и меняющийся мир», опубликованной в «Московских новостях», раскрыл стратегические задания российской дипломатии на международной арене.

Казалось бы, все вопросы предстоящего президентства освещены, задачи определены, приоритеты расставлены, все сформулировано и изложено предельно четко и ясно. Остается только действовать. И именно здесь возникает существенная закавыка, о которой в тиши правительственных кабинетов ныне действующий премьер-министр и советники его избирательного штаба как-то подзабыли. Реализация перечисленных выше широковещательных инициатив потребует не только от государства, но и от общества кардинального напряжения сил и мобилизации средств, без которых осуществить столь амбициозные планы Владимиру Путину и его команде вряд ли удастся.

Кардинальная модернизация страны – это не проведение зимней Олимпиады в Сочи, строительство объектов которой можно поручить китайцам. Без массовой народной (именно народной, а не общественной) поддержки продекларированных преобразований не совершить. Уповать на административные рычаги и государственные финансовые интервенции бесполезно, если у народа не будет четко сформулированной, понятой и внутренне принятой им цели, ради которой стоит напрягаться. Иными словами, в России нет лапидарно высказанной идеи, которая бы увлекла и повела за собой массы. Если совершить краткий экскурс в историю, таких лозунгов, понятых и принятых народом, было только три: в 1917 году – «Грабь награбленное!» (или более благозвучно – «экспроприация экспроприаторов»), в 1941 году – «Вставай, страна огромная!» и во второй половине 1990-х – «Куй железо, пока Горбачев!» Именно они были в полной мере поняты и реализованы народом, в результате чего мы сейчас имеем то, что имеем.

Для обеспечения успеха своим начинаниям Владимир Путин подобного шага не сделал, он не захотел или не смог выдвинуть адекватный лозунг, который бы подхватили массы. Из этого видно, что при наличии прекрасного университетского образования и качественной чекистской выучки ему явно не хватает знаний, которые в советское время преподавались в Высшей партийной школе при ЦК КПСС и на факультетах спецпропаганды ряда военных и гражданских вузов. К слову, носителем таких знаний является Владимир Жириновский, но он не сумел воспользоваться ими, показав себя за истекшее двадцатилетие и бесталанным офицером, и бесталанным политиком, который на рубеже тысячелетий выделялся на фоне еще более бесталанных руководителей страны. Данный факт указывает на системный дефицит идей у представителей всех сегментов российского политического истеблишмента, которые знают, что делать, но не знают, ради чего. А поэтому мы можем констатировать факт того, что действие как средство подменило собой цель, которая в теории политической науки именуется национальной идеей. Эту ситуацию прекрасно описал Генри Форд IV, создавая конвейер: «Многие люди готовы много и долго работать руками, лишь бы не работать головой». Так и в нашем случае: давайте будем строить, а что из этого получится, – потом посмотрим.

Законы психологии массового сознания учат, что любая идея должна побуждать людей к какому-либо созидательному действию, и чтобы понять это, достаточно обратиться к приведенным выше примерам лозунгов, понятых и принятых народом. К счастью для Владимира Путина и его окружения, наша доморощенная «системная» и «несистемная» оппозиция так же не знает классических законов психологии, а поэтому не умеет их применять. В данном контексте особенно «фригидным» кажется мне лозунг «несистемной» оппозиции «Россия без Путина!» Это хорошо или плохо? Из его формулировки абсолютно не понятно, что будет со страной без нынешнего премьер-министра: пропадет ли она, будет ли процветать или попадет в полуколониальную зависимость к соседям? Или что-то случится еще? Лев Толстой говорил, что «неясность слова есть главный признак неясности мысли». Похоже, что наличием мыслей нынешняя российская оппозиция не шибко уж обременена.

Однако вернемся к заявленной теме нашей публикации. Какую же статью не смог написать Владимир Путин? Он не написал статью об общероссийской наднациональной идее. И в результате население России, ее граждане, избиратели, электорат так и не получили ответа на главный для себя вопрос: ради чего все мы будем напрягаться и упираться, реализуя амбициозные планы и замыслы кандидата в президенты Владимира Путина в случае его победы на выборах 4 марта 2012 года?

Похоже, придется дать на него ответ нам.

Российская Федерация является исторической наследницей отнюдь не Советского Союза, а тысячелетней Российской империи, для истории которой советский период времени является частным эпизодом, выпадающим из общего контекста, что-то наподобие правления Оливера Кромвеля в истории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Мы должны помнить и уважать этот период нашего прошлого, но не возводить его в культ, как это делалось в годы президентства Дмитрия Медведева. История современной России началась не в 1917 году, а на много столетий раньше, и чтобы снять в обществе все вопросы по поводу общероссийской наднациональной идеи, Владимиру Путину следует обратиться к исконным историческим корням российского евразийства.

Корректно сейчас говорить об этом или нет, но на протяжении восьмиста лет истории отечественной государственности Россия являлась славяно-тюркской империей, границы которой были заложены Чингисханом, а укреплены первым общероссийский царем Иваном IV Васильевичем (Грозным), в жилах которого в равных долях текла кровь славянских князей Рюриковичей, литовских князей Гедиминовичей и золотоордынских ханов Чингизидов. Поэтому официальное провозглашение идеи возрождения наднациональной Российской империи, ее духа и геополитического влияния может стать общенациональной идеей, которая объединит все народы России на выполнение предвыборной программы государственных преобразований ныне действующего премьер-министра.

В качестве первых идеологически значимых шагов на посту президента, которые должны последовать, естественно, после формирования нового состава правительства, необходимых кадровых перестановок и восстановления нормального функционирования вертикали власти я бы рекомендовал вновь избранному президенту упразднить некрополь на Красной площади, осуществив перезахоронение по христианскому обряду покоящихся там останков выдающихся деятелей России советского периода и безвестных террористов, похороненных там в 1917 году, на специально созданном для этого где-нибудь в Подмосковье мемориальном кладбище (наподобие известной Аллеи шахидов в Баку), упразднить все советские праздники, и в первую очередь 1 мая – день после Вальпургиевой ночи или, в западноевропейской языческой традиции, – шабаша ведьм на горе Броккененберг, 23 февраля – день позора первых красноармейских отрядов, спасенных от истребления германскими войсками героическими действиями под Псковом 1-го конного Ревельского и 72-го пехотного Тульского полков бывшей Российской Императорской армии, провозгласить 6 мая – день Святого Великомученика и Победоносца Георгия, покровителя российского воинства, – Днем защитников Отечества и объявить его нерабочим днем (тем самым автоматически решится вопрос пресловутых «майских каникул»), придать статус нерабочих дней двум важнейшим религиозным праздникам мусульман – Новруз-байраму и Курбан-байраму, а также установить памятник Чингисхану.

Думаю, что все эти нововведения придадут дополнительный импульс развитию гражданского общества в России, когда идеи социальной справедливости будут коррелироваться со справедливостью исторической.

Олег КУЗНЕЦОВ, политический аналитик