«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» ДУШАНБЕ И ТАШКЕНТА ОБОСТРЯЕТСЯ
Энергетический кризис в Таджикистане: кто виноват и что делать?
Электричество стало роскошью
Противостояние между двумя лидерами, президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и его коллегой из Узбекистана Исламом Каримовым, в последнее время усилилось. Причина тому — глубокий энергетический кризис в Таджикистане, в котором официальный Душанбе обвиняет соседнюю республику. С 12 марта в Таджикистане в 1,5 раза ужесточен лимит подачи электроэнергии, даже в столице электричество в домах и на предприятиях подается лишь 3-4 часа в сутки.
Создавшуюся ситуацию власти страны объясняют тем, что резко снизился приток воды в Нурекское море, на котором стоит одноименная ГЭС. Причина — аномально низкая температура в горах Восточного Припамирья. Эксперты напоминают: в настоящее время в республике среднесуточная выработка электроэнергии достигает 44 млн кВт.ч., треть этого объема поглощает алюминиевая компания «Талко». Это связано с тем, что наряду с хлопком алюминий остается главной экспортной продукцией страны
Рогунская ГЭС как яблоко раздора
Нынешний энергетический кризис в Таджикистане сфокусировал внимание общественности страны на все более обостряющемся конфликте интересов двух республик Центральной Азии – Таджикистана и Узбекистана. Таджикистан вот уже полтора десятилетия живет в условиях жесткого дефицита электроэнергии. В октябре 2007 года Эмомали Рахмон и Ислам Каримов договорились о транзите электроэнергии из Туркмении через узбекскую территорию в Таджикистан. Однако в 2009 году Узбекистан неожиданно вышел из Объединённой энергосистемы стран Центральной Азии (ОЭС ЦА). Это привело к тому, что Таджикистан столкнулся с ощутимым дефицитом электроэнергии.
Официальный Душанбе считает, что Узбекистан использует свою роль транзитной страны для давления на соседние страны. Поэтому Эмомали Рахмон связывает свои надежды на решение кризиса с планируемым запуском в 2013-2014 г.г. Рогунской ГЭС. Однако Ислам Каримов выступает против сооружения этого объекта. Ташкент с целью помешать строительству начал задерживать грузовые составы.
По мнению Ташкента, Рогунская ГЭС, возведение которой может привести к снижению стока Амударьи, представляет угрозу безопасности Узбекистана. По требованию Узбекистана строительство Рогунской ГЭС было приостановлено до оглашения выводов независимой экологической экспертизы, созданной под эгидой Всемирного банка.
В 2009 году «война нервов» между Душанбе и Ташкентом перешла в новую фазу. С ноября 2009 года Узбекистан задерживал все железнодорожные составы с грузами, которые направлялись в Таджикистан. Узбекская сторона подозревала, что в числе грузов находились стройматериалы, необходимые для сооружения Рогунской ГЭС. По сути, как считают в Душанбе, Узбекистан подверг Таджикистан транспортной блокаде.
В ноябре 2011 г. конфликт обострился. В ночь с 16 на 17 ноября на перегоне Галаба – Амузанг железнодорожной линии Термез-Курган-Тюбе произошел взрыв. В итоге Узбекистан закрыл движение на линии Галаба–Амузанг, что привело к транспортной блокаде южной Хатлонской области Таджикистана.
Сейчас Таджикистан заявляет, что готов к перекрытию русла Вахша для продолжения строительства Рогунской ГЭС, однако сделать это сможет лишь после завершения экспертизы Всемирного банка. Если эта международная структура даст «добро», то реакцию Узбекистана предсказать нетрудно. И виток противостояния между двумя странами может вступить в новую, еще более опасную стадию.
Дмитрий БАБИЧЕВ, политический обозреватель