Почему на Каспии продолжается гонка вооружений?
Споры вокруг правового статуса Каспия создают напряженность
Может ли на Каспии вспыхнуть военный конфликт? Таким вопросом в последнее время все чаще задаются аналитики в столицах пяти прикаспийских стран. Многие эксперты считают, что в настоящее время военный конфликт исключен.
Расстановка сил понятна: Россия, как правопреемник СССР, обладает на Каспии самым мощным военным флотом. Иран также располагает внушительным арсеналом. А что же касается военно-морских сил Казахстана, Азербайджана и Туркмении, то состояние их военного флота оставляет желать лучшего. Так что последние три страны вряд ли захотят «дразнить» Россию и Иран и вызвать огонь на себя.
Тем не менее, нынешний баланс сил на Каспии может измениться, если после ноябрьских выборов президента США Пентагон все же решится провести совместно с Израилем военную операцию против Ирана. В этом случае силы ПВО Ирана могут запустить несколько ракет по территории Азербайджанской Республики. В ответ официальный Баку может обратиться за помощью к США. И тогда на Каспии в азербайджанском секторе моря могут появиться американские военные суда.
О том, что этот сценарий вполне вероятен, свидетельствуют следующие факты. В 2004 году Вашингтон объявил о начале реализации инициативы «Каспийская охрана» (Caspian Guard), суть которой — оказать содействие прикаспийским странам СНГ в создании систем контроля акватории Каспия, а также сформировать специальные силы для охраны экспортных магистральных трубопроводов.
В феврале 2012 года Госдепартамент США рассекретил следующую информацию. Оказывается, Азербайджан намерен разместить вдоль побережья Каспия семь радиолокационных станций (РЛС). Как отметили в американском внешнеполитическом ведомстве, эти станции будут использоваться для проведения морской разведки и обнаружения угроз контрабанды. Кроме того, эти РЛС будут выполнять задачу предотвращения распространения оружия массового поражения.
С помощью Пентагона Азербайджан создал подразделение военно-морских сил специального назначения. Эксперты отмечают, что поддержку ВМС и береговой охране с воздуха могут оказать ВВС Азербайджана. На берегу Каспия у Азербайджана имеют три авиабазы: «Насосная», «Ленкорань» и «Кала». В составе ВВС есть фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29, МиГ-25, МиГ-21, штурмовики Су-25, вертолеты различного назначения, военно-транспортные самолеты. Кроме того, Азербайджан приобрел у Израиля противокорабельные ракеты Gabriel-5 дальностью 300 километров.
В России болезненно отреагировали на попытку США обозначить свое военное присутствие на Каспии. «Позиция России однозначна и недвусмысленна, — заявили в МИД России. – Так как Каспий является внутренним морем прибрежных стран, охрана морских границ является прерогативой самих этих государств». Вот почему в Кремле и на Смоленской площади уверены: третьи страны, не имеющие выхода на Каспий (имеются в виду в первую очередь США и Евросоюз), не имеют права направлять на Каспий свои военные корабли.
А чтобы аргументы Москвы прозвучали более убедительно, в августе текущего года Россия вывела на Каспий свой самый мощный ракетный корабль «Дагестан», который оборудован современной технологией, способной искажать реальные границы корабля и менять магнитное поле. Как отмечают эксперты, корабль «Дагестан» предназначен для борьбы с подводным, надводным и воздушным противником при выполнении комплекса задач в ближней морской зоне.
На корабле «Дагестан» установлен универсальный ракетный комплекс Калибр-НК, способный запускать ракеты как по надводным, так и по береговым целям. Дальность стрельбы крылатыми ракетами достигает 300 километров. И это еще не все. Как выяснилось, на корабле имеются пушки и система зенитного огня. Одним словом, речь идет о многофункциональном корабле.
Одновременно Минобороны России сообщило: пункты базирования Каспийской флотилии оборудуются новейшими системами подводного наблюдения. Летом 2012 года здесь началось строительство гидроакустических станций обнаружения подводных объектов. С помощью станции их можно обнаружить с определением всех важных характеристик на дальности более 200 метров, с минимальной погрешностью в координатах. По мнению командования Каспийской флотилии, установка данного оборудования позволит своевременно и надежно обеспечивать силы флотилии всеобъемлющей информацией об обстановке на Каспийском море и в акваториях базирования кораблей.
На первый взгляд, создание станций обнаружения подводных объектов кажется излишней мерой, если учесть, что ни одна из прикаспийских стран не имеет в акватории моря подводных лодок. Однако Россия готовится к тому, что Иран в случае начала боевых действий в Персидском заливе перебросит часть своих подлодок на Каспий. В июне с.г. в СМИ Азербайджана появилась информация о том, что на Каспии уже появились иранские субмарины. Однако глава государственной морской администрации Азербайджана Гудрет Гурбанов опроверг эту информацию. «Все сообщения об отправке иранских подводных лодок в Каспийское море мы считаем абсурдными», — подчеркнул он. Однако, как говорится, дыма без огня не бывает. И российские военные стратеги понимают, что в случае большой войны США с Ираном пламя этого конфликта может перекинуться на Каспий.
Кстати, в настоящее время на вооружении ВМС Ирана находятся три подводные лодки проекта 877ЭКМ — «Тарег», «Нур» и «Юнис», которые способны развивать скорость до 19 узлов и погружаться на глубину до 350 метров. Также в состав подводного флота Исламской республики входит подлодка «Наханг» и 16 легких субмарин типа «Гадир» собственной разработки. Ранее Тегеран сообщал о начале строительства новой подлодки типа «Кайем», предназначенной для выполнения задач в открытом море.
Туркмения также продолжает наращивать военное присутствие на Каспии и планирует закупать для ВМС самые совершенные военные катера и вооружение. На минувшей неделе Туркмения провела первые за время своей независимости военно-морские учения в Каспийском море. Их кодовое название — «Хазар-2012». В них приняли участие силы ВМФ и ВВС страны, а также сухопутные силы, спецназ МНБ и подразделения МВД.
Эксперты напоминают, что эти учения Ашхабад проводит на фоне противостояния с Азербайджаном из-за спора о принадлежности месторождения «Кяпаз» на Каспии (в туркменской версии — «Сердар»). Летом с.г. азербайджанские пограничники оттеснили туркменский исследовательский корабль с этого спорного участка Каспия, после чего Туркмения выразила Азербайджану ноту протеста. Видимо, после этого инцидента Ашхабад решил провести на Каспии свои военные учения.
По просьбе обозревателя ИАП АЗЕРРОС военную ситуацию на Каспии комментирует ведущий эксперт, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
— Несомненно то, что возможный военный удар США по иранской территории может нарушить стасус-кво в регионе Каспия. Поэтому появление на Каспии военного корабля «Дагестан» вызвано стремлением России укрепить Каспийскую флотилию и стать сдерживающим фактором, чтобы не допустить появления на Каспии иранских подводных лодок или военных кораблей США .
Дмитрий БАБИЧЕВ, политический обозреватель