«Марш миллионов»: без единого лидера оппозиция теряет сторонников
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин в интервью ИАП АЗЕРРОС критикует «Марш миллионов»
ПОЧЕМУ НЕДОВОЛЕН ЛИДЕР «ЯБЛОКА»?
Разочарование. Так одним словом можно оценить шествие и митинг «Марш миллионов», состоявшиеся 15 сентября в Москве. Это была самая малочисленная акция несистемной оппозиции за период с декабря 2011 года. Напомню, что в декабре прошлого года впервые за долгие годы на улицы Первопрестольной вышли десятки тысяч россиян, возмущенных массовыми фальсификациями на выборах в Госдуму. По данным московской полиции, мероприятие оппозиции собрало не более 14 тысяч человек, хотя в заявке, представленной в мэрию столицы, один из организаторов акции, Сергей Удальцов, обозначил цифру — 25000.
Примечательно, что из указанных 14 тысяч участников акции протеста сторонники либеральной оппозиции составили явное меньшинство. В частности, флаги партий «Парнас» и «Солидарность» были во время шествия и митинга не так заметны, зато в изобилии имелись флаги коммунистов, монархистов, анархистов и националистов.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что «налицо спад политической активности оппозиции». «Прогнозы о том, что начало осени будет отмечено ростом политической активности населения, оказались излишне оптимистическими», — подчеркнул политолог.
Другой известный политолог, Глеб Павловский, в беседе с обозревателем ИАП АЗЕРРОС обратил внимание на то, что среди протестующих на этот раз было очень мало молодежи – студентов и блогеров, или, как их называют, «хомячков». Эксперт объясняет это тем, что у несистемной оппозиции нет новых идей. «Все те же старые лозунги типа «долой», но почти нет конструктивных идей. Слишком много говорили о Путине, и это я воспринимаю как свидетельство того, что у оппозиции нет новых лозунгов», — говорит Павловский.
Кстати, решение большинства юношей и девушек воздержаться от участия в этой акции протеста, по мнению ряда экспертов, объясняется также и репрессиями властей против студентов и блогеров. В частности, Следственный комитет в рамках расследования майских массовых беспорядков на Болотной добился ареста и отправки на два месяца в СИЗО более десяти активистов оппозиции. Примечательно, что ни одному из подследственных не исполнилось и 30 лет. Естественно, перспектива попасть в камеру предварительного заключения отпугнула большинство молодых людей.
Конечно, нет секрет, что большинство московской молодежи также испытывает аллергию при виде красных флагов КПРФ и флагов националистов, которые скандируют: «Россия для русских».
Этим не очень доволен и лидер «яблока» Сергей Митрохин, который в беседе с обозревателем ИАП АЗЕРРОС заявил: «Именно по этой причине мы не приняли участие в этой акции. Хочу подчеркнуть, что в следующем «Марше миллионов», намеченном на 20 октября, активисты нашей партии также участвовать не будут. Меня возмущает, что эти шествия и митинги объединенной оппозиции все больше приобретают красно-коричневый оттенок. В будущем, если в оргкомитете будут пропорционально представлены все оппозиционные силы и если там не будут преобладать левые и националисты, мы можем возобновить свое участие в акциях оппозиции. Пока же мы готовимся к проведению наших собственных акций протеста, где не будет людей в фашистской форме и не будет красных революционеров-экстремистов».
МОЖЕТ ЛИ ГУДКОВ СТАТЬ «ЕЛЬЦИНЫМ-2», ИЛИ ПОЧЕМУ У ОППОЗИЦИИ НЕТ ЕДИНОГО ЛИДЕРА?
Однако главная причина провала шествия и митинга 15 сентября состоит в том, что у оппозиционной оппозиции нет общего лидера. И Борис Немцов, и Владимир Милов, и Михаил Касьянов, и Владимир Рыжков – все в душе мечтают занять пост президента России. Они не могут подняться выше своих амбиций и понять, что их личный рейтинг популярности не превышает 5%. Лишь два лидера, – Алексей Навальный и Геннадий Гудков, – имеют гипотетический шанс составить конкуренцию Владимиру Путину на предстоящих в 2018 году выборах президента.
Причем, если сравнивать Навального и Гудкова, больше очков набирает второй. Связано это с тем, что Навальный является кумиром молодежи, но к нему довольно сдержанно относятся представители среднего и старшего поколений, не говоря уже у пенсионерах. Навальный слишком молод, у него нет опыта организационной работы. К тому же Навального не поддерживают представители мусульманского меньшинства России. И вот почему. Навальный называет себя «национал-демократом», имея в виду, что он поддерживает лозунг националистов «Хватит кормить Кавказ» и даже был в числе организаторов «Русского марша», движения, которое многие прогрессивно настроенные россияне оценивают как «фашистское».
Что же касается Геннадия Гудкова, то у него больше шансов набрать очки и превратиться в своего рода «Ельцина-2». Связано это с тем, что Гудков, как в свое время Ельцин, является выходцем из правящей номенклатуры. Как и Ельцин, он бросил вызов своим соратникам из партии власти. Как и Ельцин, выступивший в 1987 году с разоблачительной речью на Пленуме ЦК КПСС, Геннадий Гудков выступил с трибуны Госдумы с очень резкими выпадами в адрес «Единой России».
Однако, чтобы Гудков стал знаменем оппозиции, как в 1989 году стал «тяжеловес» Ельцин, Геннадию Владимировичу не хватает главного — харизмы. Как уже сказано выше, ни Немцов, ни Милов, ни Касьянов не хотят превращать Гудкова в свое знамя. Каждый из них сам хочет стать знаменем. А именно такое поведение «несистемщиков» выгодно Кремлю. И Путин очень доволен, что у оппозиции нет единого лидера-«тяжеловеса. Настолько доволен, что даже не следит за массовыми акциями оппозиции. Как заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, «президент не интересуется шествием и митингом оппозиции, так как у него очень загруженный график, и он встречается с президентом Белоруссии».
Еще одна ремарка: Гудкову, чтобы реально претендовать на пост президента России, нужно сбросить вес. Причем в прямом смысле: как сам Геннадий Владимирович признался, он весит целых 130 кг! Для сравнения: Борис Ельцин при таком же росте, как у Гудкова (чуть выше 180 см), весил всего 105 кг. Излишняя тучность Гудкова, явно страдающего ожирением, не повышает его авторитет в глазах очень бедных избирателей Тверской или Ростовской областей, где люди получают зарплату в 12 тысяч рублей…
История 20 века также говорит о том, что страдающий ожирением политик имеет мало шансов стать лидером нации. Ни Ленин, ни Сталин, ни Хрущев, ни даже Брежнев не были тучными. А в западноевропейской истории последних 60 лет было лишь два прецедента «высокой» тучности. Это премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (весил 93 кг при росте 170 см) и канцлер Германии Гельмут Коль (весит 130 кг при росте 193 см).
Дмитрий БАБИЧЕВ, политический обозреватель