«Машина как орудие преступления»
В связи с участившимися дорожно-транспортными происшествиями, случившимися по вине пьяных водителей, Госдума вновь подняла вопрос об ужесточении наказания для дорожных лихачей. Этот вопрос специально для ИАП АЗЕРРОС комментирует специалист по уголовному и гражданскому праву, юрист Валерий Геннадьевич ТИХОНОВ
— Я считаю, что за лихачей на дорогах давно пора взяться. Дорожных происшествий, в том числе с жертвами, становится все больше и больше (прошедшие выходные наглядное тому подтверждение). Поэтому надо уже начинать предпринимать против нарушителей по-настоящему радикальные меры. В чем я вижу причину роста ДТП? Главным образом в том, что у нас «полная свобода», сегодня многие ездят с купленными правами (да простят меня честные сотрудники ГИБДД, но это факт) . Менталитет многих сводится к тому что «Я — ВСЁ, а остальные — «быдло», и нечего мешаться под колесами. Автошколы (многие) тоже учат «чему-нибудь и как-нибудь». Поэтому говорить о какой-то одной причине роста ДТП в корне неправильно.
Я категорически поддерживаю ужесточение закона против нарушителей, причем не только тех, кто совершил наезд или стал виновником ДТП, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Надо строго наказывать вообще всех лихачей, и тут нам даже может пригодиться западный опыт борьбы с так называемым «агрессивным вождением».
Считаю необходимым возвратить статью 264 нынешнего УК РФ в редакцию ранее действующего уголовного кодекса РСФСР (а по «санкциям», может, даже и ужесточить), предусматривавшую уголовную ответственность не только за тяжкий вред здоровью, но и за причинение в результате ДТП вреда средней тяжести. Надо также возвращать статью 265-ю, которая прямо предусматривала ответственность за оставление места ДТП – ибо все ссылки на то, что она дублируется другими статьями, – в российских реалиях несостоятельны. Это просто «не работает».
Считаю необходимым также рассмотреть и вопрос о возможной конфискации автотранспортного средства (как орудия преступления) виновника ДТП, если в результате такового пострадали люди.
Ну, и самое главное: данную проблему необходимо рассматривать комплексно. Одним повышением «санкций» ее не решить. Ведь, помня о том, что были ужесточены санкции, «злодей» будет помнить и о том, что при определенных обстоятельствах наш «самый гуманный суд в мире» может дать и отсрочку исполнения приговора лет этак на четырнадцать. Благо за примером ходить далеко не надо. Но это совсем другая уже история.