«Спорные» острова: может ли вспыхнуть война между Китаем и Японией?

"Спорные" острова: может ли вспыхнуть война между Китаем и Японией? В интервью ИАП АЗЕРРОС ситуацию комментирует ведущий эксперт по Японии Виктор Павлятенко

Конфликт между Японией и Китаем набирает силу. Токио и Пекин претендуют на три острова в Восточно-Китайском море: Уоцуридзима, Китакодзима и Минамикодзима. О принадлежности этих крошечных островов мало кто помнил до того момента, пока в начале сентября Япония не выкупила их у частного владельца.

И тут Китай «проснулся». МИД КНР покупку островов японскими властями у частных владельцев назвал «серьезным попранием истории и международной юриспруденции». Как известно, Китай считает эти острова в Восточно-Китайском море своими территориями, которые Япония захватила в результате войны в конце XIX века. После поражения Японии во Второй мировой войне острова находились под контролем США. В 1972 году американцы продали эти острова частным гражданам Японии.

Премьер Поднебесной Вэнь Цзябао выступил с грозным предупреждением в адрес Токио: «Эти острова являются неотделимой частью китайской территории. Так что китайское правительство и народ страны не пойдут ни на какие уступки в том, что касается суверенитета и территориальной целостности. Поэтому китайская сторона настоятельно требует от японской стороны немедленно прекратить все действия, нарушающие территориальный суверенитет Китая».

Судя по всему, в Токио всерьез отнеслись к этому предупреждению. 25 сентября в Пекине состоялись консультации заместителя министра иностранных дел КНР Чжан Чжицзюнь и спецпредставителя правительства Японии в ранге заместителя главы МИДа Тикао Каваи. Комментируя ход переговоров, официальный представитель МИД КНР Хун Лэй подчеркнул, что официальный Пекин потребовал от Токио «восстановить в регионе статус-кво, существовавший до начала сентября 2012 года, и предпринять шаги для улучшения двусторонних отношений».

Консультации дипломатов двух стран состоялись на фоне нового обострения ситуации в акватории спорных островов. Во вторник утром несколько десятков тайваньских рыболовецких судов вошли в их зону, однако японские корабли береговой охраны применили протв них водометы. Недалеко находились сторожевики Поднебесной, однако они занимали выжидательную позицию.

По просьбе обозревателя ИАП АЗЕРРОС ситуацию в Восточно-Китайском море комментирует ведущий эксперт России по Японии, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко:

— Китай и Тайвань стали заявлять о своих притязаниях на эти острова с 1970-х годов XX века, когда на шельфе островов были обнаружены большие месторождения углеводородов. Японский суверенитет над этими островами начинается с победы Японии в войне с Китаем в 1894-95 годах. После Второй мировой войны Япония утратила контроль над этими территориями. А, согласно Сан-Францисскому мирному договору от 1951 года, Токио отказался также от Курильских островов, Южного Сахалина, Тайваня, Пескадорских и Парасельских островов, хотя в договоре не уточняется, в чью пользу японская сторона отказывается от своих притязаний.

До конца 1960-х годов Токио соблюдал это обязательство. Однако с начала 1970-х годов ситуация меняется, и в Японии начинается кампания в пользу восстановления контроля страны над утраченными территориями.

Особо я хотел бы отметить роль США. Хотя на словах Вашингтон сохраняет нейтралитет в отношении этого спора, тем не менее, США не заинтересованы в усилении роли Поднебесной. Американцы хотели бы сохранения нынешней расстановки сил, при которой доминируют США и Япония. В этой связи не случайным выглядит заявление Пентагона о том, что США намерены почти 60% сил своего ВМФ разместить в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И не случайно США договорились с соседним Вьетнамом, что их корабли будут заходить в порт Камрань, который находится в непосредственной близости от Поднебесной.

На мой взгляд, Токио и Пекин не пойдут на обострение ситуации, так как им в этом случае есть что терять. Судите сами. Согласно официальной китайской статистике, в 2010 году товарооборот между двумя странами составил $300 млрд. Естественно, в случае эскалации конфликта ущерб экономике обеих стран будет исчисляться многими десятками, если не сотнями, миллиардов долларов.

Айдын МЕХТИЕВ, политический обозреватель