Президент РФ утвердил План противодействия коррупции на 2014-2015 годы

Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Значительная часть перечисленных в Плане пунктов являются продолжением мер из предыдущих Национальных планов, а их исполнителями назначены все ветви федеральной и региональной власти, сообщает ИАП AZERROS со ссылкой на transparency.org.ru.

Кроме того, в документе есть ряд нововведений:
В России будет создана автоматизированная система мониторинга деклараций. До сих пор должностные лица и депутаты подают свои декларации в бумажном виде. Уже несколько лет говорится о модернизации этой процедуры, и нацплан говорит о создании специальных электронных баз данных, которые будут аккумулировать все сведения. О раскрытии сведений из этих программ в Национальном плане не говорится.

Банку России поручено наладить систему сбора информации о том, есть ли у госслужащих высших категорий иностранные счета или вложения в финансовые инструменты.

Одним из приоритетов становится общее и профессиональное антикоррупционное просвещение. В Российской академии народного хозяйства и государственной службы будут открыты специальные курсы для преподавателей — специалистов по противодействию коррупции. Вузам, которые готовят бакалавров по специальности «Государственное и муниципальное управление», предписано включить в программу специальный антикоррупционный курс.

Правительству и Президиуму Совета по противодействию коррупции поручено разработать законопроект по защите заявителей о коррупции от действий тех, о чьих правонарушениях они сообщают.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ назначен официальным и монопольным НИИ по теме противодействия коррупции. Специалистам Института предстоит провести научные исследования законодательства и правоприменительной практики по многим вопросам, включая правовую природу коррупционных преступлений и бездействия, административную ответственность юридических лиц за коррупцию, организацию защиты заявителей о коррупции, исполнение Россией международного законодательства с учетом национальных особенностей.

«Профессионалам средств массовой информации и представителей других профессий, связанных с обеспечением общественных интересов» в Плане рекомендуется «разработать порядок предания гласности сведений о доходах и расходах членов этих объединений, деятельность которых вызывает общественный интерес» и разместить эти сведения на сайтах.

Отдельным пунктом в Плане упоминаются Крым и Севастополь, на которые должны распространяться антикоррупционные меры.

Утвержденный президентом Путиным Национальный план является уже четвертым подобным документом. Первый План противодействия коррупции был утвержден президентом Медведевым в июле 2008 года и был рассчитан на 2008 и 2009 годы. За ним следовали Национальные планы 2010-2011 и 2012-2013.

Комментарий Антона Поминова, директора по исследованиям Центра «ТИ-Р»pominov web:

«То, что нацплан приняли — это плюс. В нем описаны действительно важные вещи, такие как меры по защите заявителей, конфликту интересов, создание единой базы данных деклараций доходов, расходов и имущества должностных лиц. Меры по повышению квалификации должностных лиц — это действительно приоритет. Сложно требовать от них исполнения требований, которых они не понимают.

Тем не менее, меня смущает, что вся эта конструкция, по замыслу авторов, должна заработать сама со себе — предполагается, что есть некая внутренняя мотивация у сотрудников всех упомянутых учреждений закрывать собственные коррупционные возможности.

Больше всех в том, чтобы Россия стала страной, где коррупция не является серьезной проблемой, заинтересованы даже не должностные лица, а граждане и бизнес. Тем не менее, в Национальном плане они упоминаются вскользь и скорее в виде ряда институционализированных объединений, призванных представлять интересы граждан и бизнеса. Современным методам гражданского активизма и контроля в нем места не отводится.
Осмелюсь предположить, что основной риск, связанный с принятым документом, состоит в том, что он будет исполняться формально: тренинги будут сводиться к зачитыванию статистики и должностных инструкций, доклады будут носить правоохранительный уклон, комиссии по этике и конфликту интересов будут состоять из сотрудников отдела кадров, а бизнес-объединения примут очередную хартию, но продолжат работать по существующим правилам.

Пути снижения этого риска очевидны: необходимы сигналы от власти о готовности к реальным реформам. Причем не только в сфере противодействия коррупции, но в том, что касается построения системы честного и порядочного публичного администрирования в широком смысле. Сюда входит и независимость судов, и поощрение, а не давление на гражданских активистов и общественные организации, которые указывают власти на ее ошибки. Сложно говорить о доверии к власти как граждан, так и бизнеса, в условиях, когда граждане не могут обеспечить реальную представительность в органах власти всех уровней, а бизнес чувствует зависимость от администрации и не может отстоять свои права в состязательном судебном процессе».

Комментарий Ильи Шуманова, руководителя антикоррупционного центра в Калининграде:

«Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг со сдержанным оптимизмом можно назвать сформированным и системным документом, определяющим государственную антикоррупционную политику на следующие два года. План одновременно укрепляет структуру и компетенции существующих органов власти и очерчивает будущие антикоррупционные горизонты, порождая созревшие новации доброчестности: законодательство о лоббизме, вопросы, касающиеся заявителей о фактах коррупции, антикоррупционное образование.

Одновременно с этим, в плане достаточно слабо отражено участие третьего сектора в государственной антикоррупционной политике. Это может придать некоторую инертность темпам исполнения мероприятий плана, поскольку они будут реализовываться в отрыве от гражданских инициатив в сфере противодействия коррупции.